При выборе нарезного оружия немаловажную роль играет стоимость боеприпасов. А на стоимость боеприпасов влияет распространенность типа патронов.
Например, патрон 9х19 “Парабеллум” имеет распространенность во всех странах, даже в Рашке выпускается “Макар” под этот патрон. Да и патрон для самого “Макара” суть тот же “Парабеллум” только 9х18.
Или вот “переходной” патрон 7.62×39. Этого типа патрона наштамповано несколько миллиардов и его продолжают штамповать.
Краткий экскурс. После Второй Мировой, да и во время, разрабатывались штурмовые винтовки под текущие нужды армии. Яркий тому пример – немецкий Штурмгевер (StG 44), с которого, имхо, товарищ Калашников и срисовал свой знаменитый АК. (Но это мое личное мнение, поскольку не представляю, как полуграмотный Калашников смог своим умом изобрести такую конгениальную хуйню)
И отчасти этот вывод подтверждает то, что товарищ Калашников кроме АК так больше ничего конгениального и не придумал, кроме модификаций и перепевов того же мотива в разных интерпретациях.
Патрон 7,62×54 для “Моськи” был слишком велик для штурмовой винтовки, да и закраина этого патрона доставляла конструкторам автоматического оружия массу головной боли.
Достаточно сравнить характеристики пулеметов русского ДП под мосинский патрон и немецкого МG под патрон “Маузер 98”. Ну да все это вещи общеизвестные.
Смысл в том, что калибры патронов для штурмовых винтовок надо было уменьшать. И в 1945 году, под занавес Мировой Бойни некоторые части РККА были оснащены самозарядными карабинами Симонова под патрон 7.62×39, а в 1947 армию уже начали оснащать АК-47 под тот же патрон.
И даже 7.62×39 был избыточен для стрельбы по человекам. В итоге нынче принятый на вооружение в армии патрон 5.45х39 постепенно вытеснил 7.62×39.
Но мы “мирные люди и наш бронепоезд”. Патронов 7.62×39 выпущено очень много и дефицита не наблюдается.
Соответственно и стоимость этого патрона 8-10 рубшт в любом охотничьем магазине. Даже дешевле, чем для моего ТОЗ-106, который сейчас стоит 12-15 рубшт.
Однозначно выбор пал на нарезняк под патрон 7.62×39. И вот что выяснилось:
1. Нормальных охотничьих стволов под этот калибр нет. Точнее есть, но ассортимент невелик. Это все тот же СКС (карабин Симонова), экземпляры которого можно найти в коммисионках или взять с рук. Все это сильно юзаные машины и за счастье взять аппарат с разъебанным стволом до калибра 7.65.
2. Вариации на тему СКС выпускал одно время Тульский завод, но те же яйца только в профиль. Тот же СКС, только штифтованый – штифт в стволе чтобы карябал пулю для пулегильзотеки.
3. ОП СКС. Тоже самое, что и Тульский. Брался военный СКС, срезался прилив для штыка и штифтовался. Лепилось все это добро в Ижевске. На выставке Arms & Hunting были представлены эти девайсы, как планируемые к выпуску. По моим данным пока в магазины не завозились.
4. Сайга 308 МК. Калашников он и в Африке Калашников. Хуетень, чтоб перед девочками понтоваться. Виль пасо пара беллум. Готовьте арсенал на случай ядерного катаклизма.
5. Ижевский “Барс 4-1” под патрон 7.62×39. Приглянулся из-за неубиваемого затвора Маузера. В ТОЗике за 5 лет даже не разбирал его ни разу, работает как часы. Но “Барсик” поставляется в калибрах 5,6х39 и 223 Rem под заказ, цена за 20K, качество говно и ждать месяц. Под “мой” патрон 7.62×39 его наверное, полгода ждать.
Ну вот и все. То есть обзор закончен. Все остальное имеет другую ценовую планку, особенно боеприпасы. И в принципе можно было бы взять какой-нибудь CZ под калибр .22LR, но, опять же и цена боеприпасов, и распространенность патронов, да и застрелить из него можно разве что консервную банку. На Хрюшу не годится.
.223 Rem — экзотично, 7.62х51/53/54 – дорого, 8мм, 9мм ремингтоны – супер дорого, достаточно зайти в понтовый охотничий магазин, чтобы убедиться.
Остаются нарезняки под калибр патронов 5.45 и 5.56. Вепре-Тигры. Рекомендую подержать в руках это полено. Да и цена этих карабинов от 40K.
Я все-таки не заядлый охотник, мне оно не надо в виде экстремизма типа Бенелли, Тикки или Сако.
Из всего этого складывается впечатление, что в России культура охоты не развита вовсе. То есть, да, там, на Тульском заводе делают штучные экземпляры с прикладом из ценных пород осины с золочением и хохломой, но для массового браконьерства у нас стволов нет.
Такая вот невеселая картина.